Исследовательская работа младших школьников
как способ реализации деятельностного подхода на уроках математики
Одним из методов обучения является исследовательский метод. Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Предложила учащимся проделать исследовательскую работу «Моё любимое число» (1 класс).
Цель: пробудить у детей интерес к математике, приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений.
Задачи:
· Собрать информацию о числе (пословицы, загадки, ребусы, стихи, сказки, связанные с этим числом, сведения из истории математики, число в православии).
· Изучить собранный материал.
· Оформить собранный материал в виде брошюры.
· Использовать как справочный материал.
О выполненной работе надо было не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо было защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления проекта - 10 минут.
Презентация работ стала праздником для ребят, на котором они получили оценку своего труда.
Основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Учащиеся приобретают опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Ребята стали приносить в класс различные энциклопедии, интересоваться многими вещами.